Краткое описание.
Электронный журнал
Цель электронного дневника - способствовать своевременному выявлению проблем у учащихся, связанных с учебной деятельностью; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.
Задачами электронного дневника являются:
– хранение в электронном виде данных об успеваемости и посещаемости учащихся школы;
– создание электронных портфолио учащихся;
– оперативный доступ к отметкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время всем участникам образовательного процесса – родителям, ученикам, учителям и администрации;
– прогнозирование успеваемости отдельных учеников и класса в целом;
– своевременное информирование родителей через ЭЖ об успеваемости, посещаемости детей, их домашних заданиях и прохождении программ по различным предметам;
– автоматизация создания промежуточных и итоговых отчетов учителей-предметников, классных руководителей и администрации – ведение электронной отчетности;
– создание условий для дистанционного консультирования заболевших детей;
– повышение объективности выставления промежуточных и итоговых отметок;
– обеспечение возможности прямого общения между учителями, администрацией, родителями и учащимися вне зависимости от их местонахождения через разделы «Новости», «Почта», «Заметки для родителей по каждому учащемуся»;
– контроль выполнения общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год.
С введением в МБОУ «Гимназия №3» только электронного журнала/электронного дневника учащиеся и их родители (законные представители) получают доступ к актуальной и достоверной информации:
сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащегося;
сведения о результатах промежуточной аттестации учащегося;
сведения о результатах итоговой аттестации учащегося;
сведения о посещаемости уроков (занятий);
сведения о расписании уроков (занятий);
сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
сведения о заменах уроков в случае отсутствия основного педагога;
содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.
С помощью системы электронного дневника родители ежедневно, в режиме реального времени узнают об успеваемости и поведении своих детей в школе, и своевременно могут принимать соответствующие меры. Для этого не нужно отпрашиваться с работы, устраивать не очень приятную, временами, процедуру проверки дневника. Практически у каждого родителя есть доступ к сети Интернет. Достаточно несколько минут в течение дня для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе. К тому же часть родителей лицеистов установили мобильное приложение для входа в ЭЖ, что способствует быстрому получению информации об изменении в электронном дневнике ребенка. Кроме того, родители узнают оценки ребенка еще до того, как он вернется из школы и для детей нет смысла прятать дневник или обманывать в случае неудачи на уроке. Да и у родителей будет время взвесить ситуацию и спокойно поговорить с ребенком, найти способ помочь ему исправить сложившуюся ситуацию.
Обсуждение определенных вопросов, касающихся учебной деятельности между родителями и работниками гимназии, осуществляется через раздел «Форум» в ЭЖ, где родители могут получить ответы на возникшие вопросы. А через раздел «Новости» получить информацию о событиях школы как внутри класса, так и общего характера.
Для родителей (законных представителей), не имеющих доступа к средствам вычислительной техники и Интернету либо отказавшимся от получения информации в электронной форме, производится формирование выписок отчетности об уровне освоения учащимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в бумажной форме из «Электронного журнала/дневника»
Открытость и своевременность получения информации родителями об успеваемости и посещаемости учащихся помогает решить множество психологических проблем и благотворно сказывается на успеваемости учеников.
Для учащихся электронный дневник позволяет не только быть честными и открытыми с родителями, но и дает оперативный доступ к массе полезной и необходимой информации: домашнее задание, расписание занятий, регулярные напоминания о накопившихся «долгах», рекомендуемая литература, тренировочные тесты, презентации уроков, хранилище информации (оно может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для учебы материалы, учебники, книги и т.д.), общение с учителями и администрацией школы.
С помощью ЭЖ учащиеся ведут учет «Портфолио» - школьных и внешкольных достижений. Имеют возможность размещения проектов, в которых принимали участие, грамот, дипломов с описанием и сканированным изображением и многое другое.
В разделе «Моя учёба» содержится статистическая информация по среднему баллу и графики успеваемости по учебным предметам, что предоставляет ученику вести мониторинг успеваемости.
Электронный дневник является не только средством контроля, но и способом формирования позитивной мотивации у школьников, решения межличностных и психологических проблем.
Из опыта работы с электронным журналом можно отметить следующие возможности, которые получают учителя – предметники:
– доступность входа в ЭЖ в любое удобное для учителя время;
– заполнение электронного журнала как во время урока, так и в нерабочее время;
– учет проведенных уроков, дат уроков, темы уроков, домашних заданий, как для всего класса, так и для отдельных учащихся;
– учет посещаемости учащимися школьных занятий;
– ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности учащихся, рекомендаций к выполнению домашних заданий;
– общение с родителями и учащимися;
– выставление итоговых отметок по среднему баллу;
– отражение информации о выполнении учебной программы;
– анализ автоматически сформированных аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся;
– внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания и т.п.) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим Положением по ведению ЭЖ в гимназии;
– освобождение от подготовки отчетов по окончанию учебного периода;
– повышение ИКТ-компетентности;
– консультирование заболевших учащихся;
– прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогической деятельности;
– объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;
– возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом.
Преимущества в использовании электронного журнала классными руководителями в сравнении с бумажным журналом заключаются в редактировании списков класса и учебных групп, данных учащихся класса, анализе предварительной успеваемости и посещаемости учащихся, подготовке итогового отчета по классу за учебный период.
Широкие возможности в управлении и организации образовательной деятельности предоставляет электронный журнал для администрации школы:
– просмотр и редактирование всей информации ЭЖ в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;
– распечатка информации из ЭЖ в соответствии с административными регламентами;
– формирование сводной ведомости итоговых отметок на бумажном носителе;
– оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности учащихся;
– облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;
– высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.
Все эти возможности позволяют уменьшить затраты времени учителя, классного руководителя, администрации школы по выполнению функциональных обязанностей, уменьшить трудозатраты и снизить их эмоциональную нагрузку.